Цитата(ва-юр @ 4.5.2007, 1:01) [snapback]79923[/snapback]
Это вы не все еще видели по ТВ. Мы смотрели кадры, где люди уже всё, не сопротивляются, лежат на земле закрывая голову и лицо руками, а полицейские продолжают их избивать ногами и дубинками. 600 человек молодежи увезли в порт и со связанными руками держали всю ночь в металлических контейнерах, продолжая избивать. Это не слух, так передавали по ТВ. Не щадили даже детей и женщин. Рядом стояли автобусные остановки, на которых стояли простые граждане, не участвовавшие в столкновениях. Они ждали после работы автобусы, что бы добраться до дома. Так и их полиция не пощадила, избивала и увозила.
Какой ужас! Честно говоря не предполагала, что такое возможно в цивилизованной европейской стране
. Бедные вы бедные
, скорее бы все уляглось.
Цитата
В Украине вообще очень сложная ситуация. Народ поделился надвое. Одни хотят с Россией, а другие против.
Все намного сложнее. Когда пришел к власти пророссийский премьер, Россия подняла цены на газ так, что просто страшно стало. Моя соседка платит за дом около 600 грн, при зарплате 400грн. - здорово да? Такой подарочек сделал Янукович простым людям, а какие были не него надежды....
Цитата
На Украине у меня живет много друзей, есть даже дальние родственники и все в один голос утверждают, что в связи с данными событиями очень много перспектив в их жизни (бизнес, работа, повышение зар. платы и т.п.) просто "повисли в воздухе" ...
.
Стас, я бизнесом не занимаюсь, но по роду работу сталкивалась с представителями бизнеса - с управляющими и бухгалтерами на предприятиях малого и среднего бизнеса - так вот, хорошо никогда не было ни при старой, не при новой власти.
По поводу повышения зарплат - это вообще все фикция, цены растут гораздо быстрее (бензин возрос - и все следом за ним), так что то что называют мнимой стабильностью - это лишь привелегия властьимущих и громкие лозунги, увы
ВОТ ХОЧУ ПОКАЗАТЬ ВАМ МАТЕРИАЛ С НАШИХ МЕСТНЫХ САЙТОВ.ЭТО ВКРАТЦЕ О КОНФЛИКТЕ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ.
А ПОТОМ НАПИШУ О НАШЕЙ ЖИЗНИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОСТОГО ЖИТЕЛЯ РЕСПУБЛИКИ.
Конфликт в ПМР 1988 - 2006г.
Начало конфликта
В 1988—1989 на волне перестройки в Молдавии возникают многочисленные националистические организации, выступающие под антикоммунистическими, антисоветскими и антирусскими лозунгами.
Национально-культурное движение за возрождение молдавского языка и усиление его государственной функции в Молдавии приводит к призывам наиболее радикальной части этого движения к объединению Молдавии с «исторической родиной» — Румынией и к изгнанию «мигрантов» (немолдаван) и запрету на официальное использование русского языка.
Отказ лидеров страны предоставить официальный статус языкам национальных меньшинств — русскому, украинскому и гагаузскому — даже в местах их компактного проживания (Гагаузии и Приднестровье) приводит к разжиганию национальной розни и открытой вражды.
На левобережье Днестра, которое экономически, исторически и этнически отличается от остальной Молдавии, местная администрация и руководители предприятий используют резонные опасения населения за своё будущее и стихийное недовольство действиями республиканской исполнительной и законодательной власти, идущей навстречу любым требованиям националистических организаций, для того, чтобы объединить местное население и противопоставить его центральным властям Молдавской ССР. Эти действия получают поддержку со стороны центрального руководства СССР. В промышленных центрах Приднестровья возникают зародыши новых органов власти — объединённые советы трудовых коллективов.
1989
• 16 февраля — опубликован предложенный Союзом писателей Молдавии законопроект «О функционировании языков на территории Молдавской ССР», предусматривающий административную и уголовную ответственность за использование в официальном общении иного языка, нежели государственный — молдавский.
• 30 марта — опубликован официальный законопроект о государственном (молдавском) языке, подготовленный рабочей группой Верховного Совета Молдавской ССР.
• май — создан Народный фронт Молдовы (НФМ), объединивший молдавские националистические организации.
• 19 мая — опубликовано постановление Президиума Верховного Совета Молдавской ССР «О проекте закона МССР „О переводе письменности молдавского языка на латинскую графику“».
• 23 мая — Тираспольский городской совет обращается к Президиуму Верховного Совета МССР с призывом принять закон о функционировании в республике двух государственных языков — молдавского и русского.
• 11 августа — В Тирасполе создан Объединённый совет трудовых коллективов (ОСТК).
• 16 августа — ОСТК проводит предупредительную забастовку с политическими требованиями — отложить рассмотрение и утверждение законопроектов о языках и выдвинуть их на всенародное обсуждение.
• 21 августа — Начинается полномасштабная политическая забастовка, постепенно охватывающая предприятия, учреждения и организации трёх основных промышленных центров Приднестровья — Тирасполя, Бендер, Рыбницы — и поддержанная в др. городах Молдавии.
• 31 августа — Верховный Совет Молдавской ССР принимает закон «О функционировании языков».
• Сентябрь — городские советы Бендер и Тирасполя приостанавливают на своей территории действие ряда дискриминационных статей закона о языках. Политическая забастовка приостанавливается в надежде на вмешательство Центра, после того как в Молдавию прибывает группа депутатов Верховного Совета СССР, которые привозят с собой личную просьбу Михаила Горбачёва прекратить забастовку и обещание разобраться в ситуации. Кроме того, на Пленуме ЦК КПСС выдвигается тезис о необходимости придания русскому языку статуса государственного в масштабах СССР.
• 10 ноября — Президиум Верховного Совета СССР принимает постановление «О несоответствии некоторых законодательных актов союзных республик Конституции СССР», согласно которому ряд законов, принятых в республиках, объявляются противоречащими союзному законодательству, а потому недействительными.
1990
В декабре 1989 — январе 1990 в Рыбнице и Тирасполе проводятся референдумы по вопросу о целесообразности создания Приднестровской АССР. Противостояние между Молдавией и Приднестровьем усиливается с избранием нового состава Верховного Совета Молдавской ССР. Представители Приднестровья, будучи в меньшинстве, не имеют возможности влиять на законотворческую деятельность и вскоре покидают молдавский парламент. Тем временем Верховный Совет Молдавии меняет название республики, её государственные символы, принимает Декларацию о суверенитете и фактически выходит из состава СССР. В Приднестровье явочным порядком создаются параллельные органы власти, и при поддержке большинства населения провозглашается Приднестровская АССР (позднее переименованная в Приднестровскую Молдавскую Республику).
• 25 февраля — выборы Верховного Совета Молдавской ССР.
• 15 марта — III Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР принимает закон «О выходе союзной республики из состава СССР».
• 23 марта — Игорь Смирнов избран председателем Тираспольского городского совета.
• 27 апреля — Верховный совет ССР Молдова принимает новый государственный флаг — румынский триколор. Городские советы Тирасполя, Бендер, Рыбницы отказываются признать новый флаг.
• 21 мая — на встрече представителей городов и районов Приднестровья в Бендерах принимается решение провести референдумы по вопросам о создании Приднестровской республики в составе Молдавской ССР и о государственной символике.
• 22 мая — депутаты Верховного Совета ССР Молдова от Приднестровья после неоднократных угроз, психологического давления и избиений покидают Верховный Совет.
• 2 июня — в Парканах проводится I съезд депутатов всех уровней, принимающий решение о создании Приднестровской свободной экономической зоны. Игорь Смирнов избран председателем Координационного Совета социально-экономического развития региона. Верховный Совет ССР Молдова признаёт эти решения неправомочными.
• 12 июня — Съезд народных депутатов РСФСР утверждает «Декларацию о суверенитете», провозгласившую на территории России верховенство республиканских органов власти и республиканских законов над законодательством СССР. Аналогичные законы принимаются в большинстве остальных союзных республик.
• 23 июня — Верховный Совет ССР Молдова принимает «Декларацию о суверенитете Советской Социалистической Республики Молдова».
• 28 июня — Верховный Совет ССР Молдова принимает Заключение по пакту Молотова-Риббентропа, объявляющее Бессарабию и Северную Буковину оккупированными румынскими территориями, а создание 2 августа 1940 г. Молдавской ССР — незаконным актом. Принятие документа сопровождается массовыми антисоветскими и антирусскими беспорядками на улицах Кишинёва.
• Июль — август — в Бендерах, Дубоссарах, Рыбнице и сельских районах Приднестровья проводятся референдумы по вопросу о вхождении в Приднестровскую АССР в случае ее создания. Подавляющее большинство избирателей голосуют за создание ПАССР. Противодействие идее автономии отмечается в основном в сельских районах, где молдаване составляют большинство населения.
• 19 августа — Гагаузская Республика провозглашена в Комрате на юге Молдавии.
• 2 сентября — II Чрезвычайный съезд депутатов Приднестровья всех уровней в Тирасполе провозглашает Приднестровскую Молдавскую Советскую Социалистическую Республику и избирает её временный Верховный Совет, который возглавляет Игорь Смирнов.
• 25 октября — на территорию Гагаузии перебрасываются дополнительные силы полиции и свыше 20 тыс. добровольцев из Кишинёва с целью помешать выборам в Верховный Совет Гагаузии. Из Приднестровья в Гагаузию также направляются отряды добровольцев.
• 26 октября — президент Молдавии Мирча Снегур объявляет на юге республики чрезвычайное положение.
• 2 ноября — первые жертвы в Приднестровье — молдавские полицейские применяют оружие против демонстрантов в Дубоссарах. 3 человека убиты, 16 — ранены.
• 5 ноября — Временный Верховный Совет ПМССР переименовывает самопровозглашённое государство в Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР).
• 25 ноября — Проходят выборы в Верховный Совет ПМР первого созыва.
• 8 декабря — Верховный Совет ПМР принимает Декларацию о суверенитете Приднестровской Молдавской Республики и Декрет о государственной власти.
1991
Конфликт переходит в силовую фазу. На задержания политических активистов и руководителей самопровозглашённой республики власти ПМР отвечают формированием собственных вооружённых формирований (Республиканской гвардии и казаков), переводит под свой контроль местные органы милиции. Продолжаются вооружённые столкновения, вызванные попытками молдавских силовых структур восстановить контроль над мятежной территорией.
• 12 марта — Верховный Совет ПМР принимает постановление «О первоочередных мерах по сохранению самобытности молдавского народа, его языка и культуры».
• 26 апреля — Совет Национальностей ВС СССР принимает постановление «О путях достижения согласия по нормализации обстановки в ССР Молдова».
• 30 апреля — председатель ВС ПМР Григорий Маракуца и ряд других активистов ПМР задержаны спецслужбами ССР Молдова.
• 23 августа — арестована группа политических деятелей ПМР — депутаты Верховных Советов ССР Молдова, ПМР и местных Советов.
• 25 августа — Верховный Совет ПМР принимает Декларацию о независимости ПМР.
• 29 августа — Игорь Смирнов задержан в Киеве и доставлен под конвоем в кишинёвскую тюрьму.
• 31 августа — жители Приднестровья блокируют железную дорогу на станции Тирасполь, требуя освобождения руководителей ПМР.
• 2 сентября — IV съезд депутатов Приднестровья всех уровней утверждает Конституцию, флаг и герб ПМР.
• Сентябрь — Верховный Совет ПМР принимает решение о создании Вооружённых Сил ПМР (Республиканской гвардии).
• 18 сентября — Верховный Совет ПМР принимает постановление «О юрисдикции Вооружённых Сил СССР, дислоцирующихся на территории ПМР».
• 25 сентября — вооружённое столкновение в Дубоссарах, есть раненые среди мирных жителей.
• 28 сентября — Верховный Совет ПМР объявляет осадное положение.
• 1 октября — под давлением общественности арестованные депутаты ПМР освобождены.
• 2 ноября — личный состав созданных подразделений Республиканской гвардии принимает присягу.
• Ноябрь — Президент Молдовы Мирча Снегур объявляет о национализации военной техники, военных баз и имущества Вооружённых Сил СССР, дислоцированных на территории Молдовы.
• 1 декабря — Первые президентские выборы в ПМР и референдум о независимости ПМР. Игорь Смирнов получает свыше 65 % голосов. 98 % проголосовавших поддерживает предложение о самостоятельности ПМР.
• 3 декабря — Верховный Совет ПМР принимает постановление об образовании Республиканского управления по обороне и безопасности.
• 8 декабря — Подписаны Беловежские соглашения. Окончательный распад СССР.
• 13 декабря — вооружённое столкновение в Дубоссарах, есть многочисленные жертвы.
• Декабрь — Мирча Снегур побеждает на президентских выборах в Молдове.
1992
Конфликт принимает форму вооружённых столкновений, приведших к многочисленным жертвам с обеих сторон. Конфликт удаётся прекратить благодаря вмешательству России и решительной позиции командующего 14-ой армией российских Вооружённых Сил генерала Александра Лебедя. По соглашению о прекращении огня молдавские власти утрачивают контроль над территорией Приднестровья.
• Январь — февраль — на территории ПМР проходят учредительные сходы казачьих округов Черноморского казачьего войска.
• 19 февраля — Верховный Совет ПМР принимает постановление «О мерах по обеспечению развития украинской национальной культуры и образования, удовлетворению социальных нужд украинского населения ПМР».
• 2 марта — очередная попытка молдавских силовых структур установить контроль над Дубоссарами приводит к началу широкомасштабных боевых действий против ПМР. Молдавские вооружённые формирования захватывают полк 14-й российской армии в Кочиерах.
• 17 марта — президент ПМР подписывает указ о народном ополчении.
• Март — эскалация боевых действий на Дубоссарском направлении.
• 5 апреля — В Тирасполь прибывает вице-президент РФ Александр Руцкой, заявляющий о поддержке ПМР со стороны России.
• 9 апреля — на Дубоссарском участке противостояния в помощь молдавским полицейским и ополченцам (волонтёрам) направляются подразделения регулярных войск Национальной армии Молдовы.
• 12 апреля — подписан протокол о прекращении огня в Бендерах и разводе воюющих сторон. Начинается совместное патрулирование с участием представителей России, Украины, Румынии и Молдовы.
• 19 апреля — заключено перемирие, начат вывод основных сил Республиканской гвардии ПМР из Бендер, разбираются заградительные укрепления.
• Май — усиление группировки подразделений Национальной армии Молдовы на Кочиерском и Кошницком плацдармах, резкая активизация военных действий.
• 17 июня — Парламент Республики Молдова принимает постановление о прекращении боевых действий и утверждении плана развода вооружённых формирований воюющих сторон. В Бендеры направлена парламентская комиссия наблюдателей.
• 19 июня — начинается крупномасштабная вооружённая акция молдавских сил по установлению контроля над Бендерами — операция «Троянский конь». Город блокирован.
• 21 июня — приднестровские ополченцы при поддержке бронетехники прорываются в Бендеры.
• 23-24 июня — бои в Бендерах, сопровождающиеся многочисленными жертвами среди воюющих и мирного населения.
• Начало июля — обоюдные артиллерийские обстрелы с применением дальнобойной артиллерии и РСЗО «Град».
• 3 июля — на встрече в Москве президенты Мирча Снегур и Борис Ельцин договариваются о прекращении боевых действий.
• 7 июля — на аэродроме Лиманское при посредничестве командующего 14-й армией генерал-лейтенанта Александра Лебедя подписано соглашение о прекращении огня. Огонь удаётся остановить лишь через 10 дней.
• 20-21 июля — на переговорах в Москве между Борисом Ельциным, Мирчей Снегуром и Игорем Смирновым подписано соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова».
• 24 июля — подразделения 14-й армии вводятся на линию разделения войск в районе г. Бендеры.
• 27 июля — создана Объединенная контрольная комиссия (ОКК) и сформированы Миротворческие силы из подразделений России, Молдавии и Приднестровья.
• 4 августа — завершён практический развод воюющих сторон.
• 5 августа — создана специальная двухсторонняя комиссия по розыску пропавших без вести людей.
• Сентябрь — Верховный Совет ПМР принимает закон «О языках в Приднестровской Молдавской Республике».
1993—2002. Попытки урегулирования
• Сентябрь 1993 — Установление сотрудничества ОКК с Миссией ОБСЕ в Республике Молдова.
• 28 апреля 1994 — президенты Молдавии и ПМР Мирча Снегур и Игорь Смирнов в присутствии представителей СБСЕ и России подписывают совместное Заявление, положившее начало переговорному процессу.
• 20 июля 1994 — подписаны «Принципы сотрудничества между Миссией СБСЕ и ОКК в Зоне безопасности».
• 5 июля 1995 — президенты Молдавии и ПМР Мирча Снегур и Игорь Смирнов в присутствии представителей СБСЕ и России подписывают «Соглашение о поддержании мира и гарантиях безопасности между Республикой Молдова и Приднестровьем».
• 11 марта 1996 — президенты Молдавии и ПМР Мирча Снегур и Игорь Смирнов в присутствии представителей СБСЕ, России и Украины подписывают «Протокол согласованных вопросов», по которому ПМР может иметь свою Конституцию, флаг, герб, гимн, самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях.
• 14 мая и 17 июня 1996 — президенты Молдавии и ПМР Пётр Лучинский и Игорь Смирнов подписывают протокольные решения о восстановлении мостов через р. Днестр в районе Вадул-луй-Водэ и в Дубоссарах.
• 9 апреля 1997 — к деятельности Объединённой контрольной комиссии присоединяется Украина.
• 8 мая 1997 — президенты Молдавии и ПМР Пётр Лучинский и Игорь Смирнов подписывают в Москве в присутствии президентов стран-гарантов — РФ и Украины — Бориса Ельцина и Леонида Кучмы и действующего председателя ОБСЕ Н.Петерсена Меморандум «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем». В этом документе указано, что «Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях». Меморандум, однако, не был ратифицирован Верховной радой.
• 20 марта 1998 — подписано Соглашение о мерах доверия и развитии контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем, предусматривающее ввод в Зону безопасности украинских миротворцев как военных наблюдателей.
• Ноябрь 1999 — на стамбульском саммите ОБСЕ Российская Федерация принимает обязательство завершить вывод российских войск с территории Приднестровья к концу 2002 г.
• 31 октября 2001 — Верховный Совет ПМР принимает постановление, разрешающее вывод российских вооружений и техники, подпадающих под действие Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) с территории Приднестровья на территорию Российской Федерации.
Молдавия и Приднестровье в 2004
В 2004 году миссией ОБСЕ в Молдавии был разработан и 22 июня передан представителям Молдавии и Приднестровья пакет инициатив «Меры укрепления доверия и безопасности в Молдове». Главный упор в этом документе делается на проблеме демилитаризации сторон.
Необходимость появления нового пакета была вызвана тем, что в ноябре 2003 года под давлением ОБСЕ молдавская сторона отказалась подписывать полностью согласованный план молдавско-приднестровского урегулирования (т. н. «план Козака», по имени заместителя руководителя Администрации президента РФ Дмитрия Козака), предполагавший создание в Молдавии «асимметричной федерации», в которую на правах автономии вошли бы Приднестровье и Гагаузия.
Конфликт в отношении румынских школ
Однако через несколько дней после представления пакета инициатив, в начале июля, между Кишинёвом и Тирасполем вспыхнул один из самых острых скандалов последнего времени, вызванный закрытием в Приднестровье школ, в которых преподавание ведется на молдавском(румынском) языке
В ответ Молдавия приостановила участие в переговорах по приднестровскому урегулированию и применила меры экономического давления.
Кишинёв отменил льготы для экономических агентов Приднестровья и предложил приднестровским предприятиям с 1 августа пройти перерегистрацию на территории Молдавии и, соответственно, подчиняться таможенным требованиям, предъявляемым к молдавским экспортёрам и платить налоги в молдавский бюджет. ПМР, в свою очередь, сократила поставки электроэнергии в Молдавию и перекрыла железную дорогу.
Руководство Приднестровья (ПМР) настаивает на том, чтобы гаранты мирного урегулирования конфликта 1992 — Россия и Украина — выступали и гарантами мирного экономического сосуществования Молдавии и Приднестровья как двух разных государств. Президент Приднестровья Игорь Смирнов хочет, чтобы Россия рассматривала Приднестровье как одну из стран СНГ. То, что произошло между Молдавией и Приднестровьем, здесь именуют «открытой экономической конфронтацией с элементами взаимной блокады».
МИД ПМР призвал Украину как гаранта приднестровского урегулирования применить экономические санкции к Молдавии. Правительство Приднестровья также предложило Украине ввести в регион свои миротворческие войска, по численности сопоставимые с российским контингентом, или по крайней мере дислоцировать их в районе молдавско-украинской границы, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на возможные изменения ситуации в регионе.
Для урегулирования конфликта в Приднестровье прибыли российские и украинские дипломаты. В итоге власти Приднестровья пообещали решить проблему молдавских школ.
Министерство просвещения Приднестровья официально заявило о том, что допускает возобновление работы в Приднестровье школ с преподаванием на румынском языке (молдавском языке на основе латинской графики, в противовес кириллице, которая продолжает использоваться для записи молдавского языка в ПМР) и готово гарантировать оперативную регистрацию, лицензирование и аккредитацию таких школ. В то же время от руководства школ требуют с уважением относиться к истории Молдавии и ввести в свою программу курс изучения истории Приднестровья, а также соблюдать принцип свободы образования от каких-либо идеологических, политических, религиозных установок. В настоящее время в румынских школах на территории Приднестровья — все они финансируются Кишинёвом — преподаётся курс истории Румынии, в котором русские показаны как оккупанты.
Тем не менее, 18 августа правительство Молдавии объявило, что с 20 августа прекращает пропуск товаров для юридических лиц через приднестровский участок молдавско-украинской границы. Все грузы, поступающие в Молдавию с территории Украины, должны ввозиться через северные районы республики. Это может привести к остановке промышленных предприятий Приднестровья, работающих на привозном сырье (в основном с Украины).
В связи с тем, что молдавские таможенники не могут контролировать приднестровский участок молдавско-украинской границы, отвечать за выполнение решения Молдавии придётся Украине, иначе она окажется в положении пособника «контрабандистов».
В качестве ответной меры власти ПМР закрыли въезд в регион наблюдателям от ОБСЕ.
23 августа Генеральная прокуратура Молдавии возбудила три уголовных дела по статье 176 уголовного кодекса Молдавии (нарушение равноправия граждан) против лиц, причастных к закрытию в Приднестровье молдавских школ, использующих латинский алфавит. Начато также уголовное преследование лиц, виновных в сознательном блокировании железной дороги в Бендерах и в допуске поездов с недекларированным грузом на территорию Приднестровья из Украины. Речь идёт о представителях приднестровского руководства.
24-25 августа власти ПМР приняли решение о создании ЗАО «Железная дорога Приднестровья», что означает установление контроля ПМР над участками железной дороги, проходящими по территории Приднестровья и связывающими Украину и Молдавию. Несмотря на официальный запрет молдавского руководства, Украина продолжает пропускать составы в сторону Молдавии через пограничные пункты на украинско-приднестровской границе, при этом товарные поезда доставляют грузы к пунктам назначения под конвоем приднестровской милиции.
В связи с действиями приднестровских властей руководство Молдавской железной дороги сделало официальное заявление для зарубежных коллег о возможном закрытии движения межгосударственных пассажирских и транзитных поездов по железнодорожной ветке Бендеры — Кучурган.
31 августа на переговорах с участием российских и украинских дипломатов достигнута договорённость о том, что учреждённые органами просвещения Молдавии учебные заведения всё же пройдут регистрацию в Приднестровье.
Попытки изменить формат переговоров об урегулировании
27 августа президент Молдавии Владимир Воронин заявил, что Молдавия прекращает политический диалог с ПМР и будет вести его «только с теми, кому Приднестровье напрямую подчиняется» — имеются в виду силы в России и Украине, намеренно срывающие попытки урегулировать конфликт между Молдавией и ПМР.
Ранее специальный представитель президента Украины на переговорах с Молдавией отверг предложенный молдавской стороной ультимативный по отношению к Приднестровью вариант решения накопившихся проблем. Украина заинтересована в продолжении переговоров по урегулированию в Приднестровье в пятистороннем формате (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ). А Молдавия требует подключить к урегулированию США, Румынию и Евросоюз. Президент Молдавии Владимир Воронин считает необходимым подписать некую Декларацию (Пакт) стабильности и безопасности для Молдавии.
24 ноября новый посол РФ в Молдавии Николай Рябов сообщил, что Россия не будет подписывать Декларацию о стабильности и безопасности для Молдавии.
Этот документ Евросоюз, США и Румыния предложили подписать на саммите ОБСЕ в Софии 6-7 декабря. Из двух проектов декларации, представленных Вашингтоном и Москвой, Кишинёв выбрал американский вариант, даже не обсудив предложения России. Отказ России, однако, сделал его подписание невозможным, поскольку решения в ОБСЕ принимаются только консенсусом.
До сих пор приднестровский конфликт пытались разрешить в пятистороннем формате. Это две стороны конфликта: Молдавия и Приднестровье плюс посредники — Россия, Украина, ОБСЕ. Миротворческую миссию в зоне конфликта выполняют приднестровские, молдавские и российские военные. Подписание декларации стало бы началом пересмотра действующего формата переговоров, и приднестровскую проблему стали бы решать без Приднестровья по югославскому сценарию. Кишинёв мог бы навязать приднестровцам отвергаемый ими вот уже 11 лет подчинённый автономный статус. Запад смог бы добиться расширения состава переговорщиков за счет ЕС, который станет соседом Молдавии после присоединения к нему Румынии. При этом нынешний миротворческий механизм удалось бы перевести под западное командование, исключив военное присутствие России в регионе.
План Ющенко
В апреле 2005 президент Украины Виктор Ющенко заявил, что Украина намерена стать региональным лидером на постсоветском пространстве. Первый шаг здесь — помощь в разрешении конфликта в Приднестровье.
Намётки своего плана по его урегулированию президент Украины представил 22 апреля в Кишинёве на саммите организации ГУУАМ. Он включает:
• создание в Приднестровье условий для развития гражданского общества,
• проведение по международным стандартам свободных многопартийных парламентских выборов,
• размещение в зоне конфликта нового миротворческого контингента с украинским участием,
• международные инспекции приднестровских предприятий ВПК и
• мониторинг приднестровского участка молдавско-украинский границы с помощью сил спецмиссии ОБСЕ.
По мнению Ющенко, урегулирование проблемы Приднестровья должно осуществляться через проведение «прямых и демократических выборов» в Верховный совет ПМР.
В мае 2005 в украинском городе Винница состоялись консультации по проблеме Приднестровья с участием представителей Молдавии, Приднестровья, России, Украины и миссии ОБСЕ, на которых были рассмотрены инициативы Виктора Ющенко.
Согласно новому плану, до августа 2005 парламент Молдавии должен был принять закон об особом статусе Приднестровья, по которому региону оставляют флаг, герб и три государственных языка — русский, украинский и молдавский. В случае если Молдавия перестанет быть самостоятельным государством, Приднестровье сможет выйти из её состава. К ноябрю ПМР под контролем международных наблюдателей должна провести досрочные выборы в парламент, а Молдавия обязуется признать их результаты. Затем Молдавия и Приднестровье при участии России, Украины и ОБСЕ проводят разграничение полномочий между сторонами в рамках закона о статусе Приднестровья. Молдавия подписывает международный договор, обязывающий её исполнять закон о Приднестровье. Гарантами являются Россия, Украина, ОБСЕ и — возможно — ЕС и США.
«План Ющенко» допускает прямое общение представителей мирового сообщества с ПМР без участия Молдавии. Документ не содержит требований вывода российского воинского контингента с территории ПМР, на котором настаивает Молдавия.
Молдавский закон о статусе Приднестровья
22 июля 2005 парламент Молдавии одобрил законопроект о статусе Приднестровья, практически полностью совпадающий с миротворческим планом Виктора Ющенко. Согласно документу, российские миротворцы должны покинуть регион до 31 декабря 2006, а Приднестровье лишается статуса суверенного государства и входит в состав Молдавии на правах автономии. Статус Приднестровья определён как «административно-территориальное образование в форме республики в составе Республики Молдова». Регион должен войти в единое экономическое, таможенное и валютное пространство Молдавии, но получит собственную конституцию и правительство, сформированное Высшим советом Приднестровья — законодательным органом, который будет избираться всенародным голосованием.
По «Закону об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра — Приднестровья» Приднестровье, оставаясь неотъемлемой составной частью Республики Молдова, получает все полномочия автономно-территориального образования. В то же время закон требует провести местные референдумы в населённых пунктах левобережья Днестра, на которых население должно проголосовать, желает ли оно войти в состав Приднестровской автономии или выйти из нее. Это означает, что уже изначально ставится под сомнение возможность вхождения всего Левобережья Днестра в состав автономного образования.
Согласно Закону, полномочия высшего органа законодательной власти Приднестровья должны быть закреплены за его Верховным Советом, но их ещё предстоит определить в ходе дальнейших переговоров.
Руководство Приднестровской Молдавской Республики отвергло принятый Закон.
Приднестровский кризис 2006 года
27-28 февраля 2006 в Кишинёве и Тирасполе состоялся очередной раунд переговоров по урегулированию приднестровского конфликта. Переговоры проходили в традиционном формате «5+2»: Приднестровье, Молдавия, ОБСЕ, Россия и Украина, США и Евросоюз.
Среди всех вопросов (экономические отношения между Молдавией и ПМР, контроль за деятельностью местных военно-промышленных предприятий и ситуация в зоне безопасности) наибольшие разногласия вызвал вопрос о новом порядке транзита товаров через приднестровско-украинскую границу. Молдавия потребовала от Украины выполнения договорённостей о пропуске товаров в Приднестровье и из него только по таможенным документам, оформленным молдавской таможней. Новые правила обслуживания грузов на украинско-молдавской границе были утверждены 30 декабря 2005 года на украинско-молдавских межправительственных переговорах. По этим правилам все грузы приднестровского происхождения должны проходить оформление в таможенной службе Молдавии, а не ПМР. Первоначально новый порядок планировалось ввести с 25 января, но по требованию Тирасполя его ввод в действие был отложен на неопределённый срок.
Переговоры закончились скандалом после того, как молдавская делегация, возглавляемая министром реинтеграции Василием Шовой, покинула их в связи с конфликтом из-за проблемы землепользования на левом берегу Днестра в районе села Дороцкое — Молдавия требовала установления своей юрисдикции над этими землями. В специальном обращении, направленном в адрес ОБСЕ, России, Украины, ЕС и США, Молдавия констатировала отсутствие прогресса на переговорах и указала на препятствия, которые ПМР чинят свободному передвижению людей и грузов в зоне безопасности конфликта — имеется в виду затруднённый доступ жителей сёл Дубоссарского района, находящихся под юрисдикцией Молдавии, но расположенных на левом берегу Днестра, к своим землям накануне весенних посевных работ.
«Экономическая блокада» ПМР
1 марта украинское правительство приняло постановление, обязавшее украинскую таможню прекратить обслуживание грузов, которые не прошли таможенное оформление на территории Молдавии. Изменения вступили в действие 3 марта.
Приднестровские власти обвинили Украину в организации «экономической блокады» ПМР, экономика которой держится в основном на экспорте.
4 марта с заявлением по приднестровскому вопросу выступил МИД РФ. Заявление было составлено в крайне резкой форме. МИД России заявил, что Украина действует без «учёта реалий и трезвости» в решении приднестровского конфликта, а её последние действия являются «попыткой оказать экономическое давление на Тирасполь с целью принуждения его к политической капитуляции в вопросах приднестровского урегулирования».
Председатель Государственной таможенной службы Украины Александр Егоров заявил прессе, что речь идёт не о блокаде, а лишь о наведении порядка на границе, с учётом того, что ПМР — непризнанная республика.
4 марта власти ПМР ввели ответные санкции и перестали пропускать через свою территорию транзитные грузы в молдавском и украинском направлениях.
На границе скопились десятки большегрузных автомобилей, которые выпустили с приднестровской территории, но из-за несоответствия новым требованиям не впускают на Украину. Тем временем приднестровские власти организовали проведение круглосуточных акций протеста у таможенных пунктов.
Руководство ПМР объявило о выходе из переговоров по урегулированию приднестровского конфликта. Президент ПМР Игорь Смирнов заявил: «Присоединяясь к блокадным действиям, Украина превращается из государства-гаранта в сторону конфликта, и в этих условиях переговоры отменяются». Он всё же связался по телефону с президентом Украины Виктором Ющенко и напомнил ему о меморандуме о нормализации отношений между Молдавией и ПМР, подписанном Леонидом Кучмой в 1997 году.
Россия, поддерживая позицию ПМР, 7 марта направила в Тирасполь группу представителей Совета безопасности, спецслужб, МИД и правительства. Возглавил группу посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кеняйкин.
США и Украина, наоборот, поддержали введение новых таможенных правил. Вашингтон призвал власти Приднестровья не препятствовать торговле между Украиной и Молдавией. Пресс-секретарь государственного департамента США Том Кейси заявил, что решение Украины выполнять таможенное соглашение с Молдавией — это важный шаг к обеспечению безопасности границ и окончательному решению конфликта.
Пресс-секретарь МИД Украины Василий Филипчук выразил недоумение в связи с заявлениями МИД России и приднестровских властей, сказав, что «действия украинской стороны вполне удовлетворяют европейским нормам и стандартам». Кабинет министров Украины выступил со своим заявлением: «Мы обеспокоены информацией о блокировании в регионе подъездных дорог к пунктам пропуска на приднестровском участке украинско-молдавской границы и давлении властей ПМР на приднестровских предпринимателей, чтобы принудить их отказаться от работы в новом режиме».
Молдавия категорически отвергла обвинения в экономической блокаде и нарушении меморандума 1997 года. Министр реинтеграции Молдавии Василий Шова считает, что этот документ действительно дает Приднестровью право заниматься внешнеэкономической деятельностью, но в рамках единого таможенного пространства с Молдавией. Молдавские власти заявляют, что приднестровские предприятия, зарегистрировавшиеся в молдавских ведомствах, могут беспрепятственно осуществлять экспортные операции.
10 марта министр экономики Приднестровья Елена Черненко на пресс-конференции заявила: «Все свои надежды по преодолению кризисной ситуации Тирасполь связывает только с Россией как единственной страной-гарантом, выполняющей свои обязательства».
Между тем Украина и Молдавия выступили с заявлениями, в которых опровергли введение блокады Приднестровья и обвинили тираспольские власти в самоизоляции. МИД Украины отметил, что украинские действия направлены исключительно на обеспечение эффективного контроля на молдавско-украинской границе и легализацию внешнеэкономической деятельности приднестровских хозяйствующих субъектов. Киев обвинил ПМР в блокировании движения транспорта через пункты пропуска на границе Платоново и Кучурган.
9 марта парламент Молдавии принял специальную декларацию по Приднестровью, осудив политику властей ПМР, препятствующих регистрации в Молдавии приднестровских экономических агентов. По мнению парламента, власти Приднестровья таким образом делают заложником своей политики всё население региона, угрожая ввергнуть его в настоящую гуманитарную катастрофу. Депутаты выразили сожаление, что Россия не даёт адекватной оценки происходящим событиям, поддерживая таким образом сепаратизм.
10 марта еврокомиссар по вопросам внешней политики и политики соседства Бенита Ферреро-Вальднер заявила, что Еврокомиссия осуждает «любые попытки самопровозглашённых приднестровских руководителей препятствовать легитимному движению товаров через украинско-молдавскую государственную границу».
10 марта официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин сообщил, что посетившая Приднестровье российская межведомственная группа убедилась о возможности гуманитарной катастрофы уже в ближайшее время. Госдума также выразила «серьёзную озабоченность в связи с усилением напряженности и обострением ситуации вокруг Приднестровья».
14 марта на контрольно-пропускном пункте «Бендеры-1» кишиневского направления около 100 активистов международной молодежная корпорация «Прорыв!», партии ЛДПР Приднестровья и Евразийского Союза Молодёжи провели антиблокадный пикет протеста. В тот же день прошли митинги в поддержку Приднестровья в Киеве (блок «Народная оппозиция»), в Одессе (областная организация партии «Союз») и в Абхазии.
16 марта приднестровская делегация отказалась от участия в переговорах по выходу из кризиса без участия России.
17 марта Тирасполь предупредил о возможном отключении электричества в Одесской области.[3] В этот же день Европарламент принял резолюцию, в которой призвал Россию прекратить поддержку Приднестровья и вывести войска и тяжелую технику из региона.
20 марта президент ПМР Игорь Смирнов обратился к Президенту России с призывом усилить миротворческую миссию Россйской Федерации и не допустить гуманитарной катастрофы в регионе.
25 марта в Тирасполь прибыла автоколонна с гуманитарной помощью из России. Машины с гуманитарной помощью вышли из подмосковного Ногинска утром 22 марта. Для населения ПМР передано более 230 тонн медикаментов и продуктов питания. МИД Молдовы заявил, что считает необоснованным предоставление Россией гуманитарной помощи Приднестровью, МИД Украины считает это пропагандисткой акцией.
Цитата(podruga @ 7.5.2007, 12:09) [snapback]80650[/snapback]
Юличка,ты писала про детские пособия,очень странно конечно на такое прожить.Вчера к нам приехали строители с Украины,один из них вышел на пенсию.В пересчете на наши рубли он сказал,что начислили пенсию 11000.Это по Московским меркам оооооочень много.Здесь такую редко встретишь.
Пенсионеры у вас значит неплохо устроились.Это очень хорошо.Или может это единичный случай?Он правда шахтер бывший.
Скорее это редкость. Я посчитала, это около 370долларов, у моей бабушки пенсия 380 грн. - это ококло 75 долларов, в среднем я не знаю какая пенсия, есть конечно и большие у гос.чиновников высокого ранга.
Наверное у этого строителя пенсия высокая, так как он шахтер - вредная очень профессия и опасная - и денег тех не захочешь. Я считаю - что такая пенсия для шахтера очень маленькая, так как здоровье очень гробится (а лекарства дорогущие) и риск для жизни каждый день.
Для Крыма, например, зарплата в 370долларов - это хорошая зарплата - три шкуры будут работодатели за неё драть.
Я до выхода в декрет получала 80 долларов (2 года назад), сейчас не знаю сколько, но думаю не больше 120-130 будет.
Цены у нас (в Симферополе) такие:
мясо свинина вырезка - 8долл/кг
сыр - 5,5долл/кг
хлеб - 0,3долл
картофель - 1долл/кг
яблоки - 1-3долл/кг
А вещи, ну например, джинсы детские - 16-20долл, столько же кроссовки среднего качества. Если хорошего качества - в 2 раза дороже.
По разному люди живут, есть огромные дворцы и усадьбы
, а есть и лачуги, в основном народ живет в хрущевках по 2 поколения в 1 квартире. Снять 2-х комнатную хрущевку - 200-250долл. , это дорого, если к примеру доход молодой семьи 500долл, на 250-300 трудно прожить, только на еду и проезд до работы хватит (это если детей нет).